Парацельс родился в 1493 году в Зильбрюке, недалеко от Айнзидельна, Швейцария. Его дед по отцовской линии был коммандором Тевтонских рыцарей и участвовал в крестовых походах. Его отец, Вильгельм Бомбаст фон Хоэнхайм, изучал металлургию, алхимию и медицину и служил врачом в бенедиктинском аббатстве в Эйнзидене, где его мать Эльза была прислугой. Парацельс был их единственным сыном. После смерти матери, когда Парацельсу было девять лет, отец вместе с ним переехал в Филлах в Каринтии, где на момент своей смерти в 1534 году он был городским врачом. Позже Парацельс рассказывал, что отец познакомил его с медициной, обучая лечению травами и минералами, а также алхимии, плавке и очистке руд.
В возрасте шестнадцати лет Парацельс поступил в Базельский университет и начал изучать алхимию, хирургию и медицину. Он уже был знаком с работами Исаака Голланда. Его образование включало изучение платонизма, арифметики, геометрии, музыки и астрологии, и на него произвели впечатление немецкие гуманисты. Он изучал алхимию у Иоанна Тритемиуса (1462–1516), аббата Спонхейма, и узнал о металлургии в лабораториях Зигмунда Фуггера в Шваце. В 1516 году Парацельс был вынужден поспешно покинуть Базель из-за проблем с изучением некромантии. Он начал путешествовать по Германии, Франции, Венгрии, Нидерландам, Дании и Швеции, посетив несколько известных университетов. Неизвестно, получил ли он когда-нибудь ученую степень; возможно, он получил докторскую степень в Университете Феррары. Он побывал в России, где попал в плен к татарам и стал фаворитом при дворе Большого Чама. Он сопровождал сына Чама с официальным визитом в Константинополь, а также в Египет, Аравию и Святую Землю. Куда бы он ни пошел, он искал практикующих врачей и обучался передовым методам, неизвестным в Европе, у арабских химиков. Позже он посоветовал своим ученикам: «Врач должен искать старух, цыган, колдунов, бродячих людей, старых разбойников и других подобных преступников и брать у них уроки».
Он прошел подготовку в качестве хирурга в армиях Габсбургов, где у него была возможность изучить лечение ран. В то время было принято прижигать раны горячим маслом и наносить различные мази, лечение, которое часто приводило к инфекции, ампутации или смерти. Услышав, как солдаты говорят, что рана заживает лучше, когда повязка накладывается на оружие, которое ее нанесло, а не на саму рану, Парацельс начал экспериментировать. Он заметил, что простая очистка и дренирование раны было более успешным лечением, чем обычные мази, и пришел к выводу: «Если вы предотвратите инфекцию, природа вылечит рану сама».
В 1526 году Парацельс вернулся в Страсбург, где он присоединился к гильдии хирургов и был назначен городским врачом Базеля, вероятно, благодаря влиянию теолога Иоанна Эколампадиуса и издателя Иоанна Фробениуса. Эта должность включала в себя чтение лекций по медицине в Базельском университете. Парацельс резко критиковал аптекарей, враждебно относился к медицинскому факультету и вызывал зависть у других практикующих врачей. Он опубликовал брошюру, в которой категорически выступил против использования теорий Галена и Авиценны, назвав их бесполезными и заявив, что те, кто следовал им, не могут точно диагностировать болезни. Возмущенный медицинский факультет запретил Парацельсу читать лекции, но он потребовал разрешения читать лекции, заявив, что никогда не просил их одобрения. Он читал лекции на немецком языке, а не на латыни, и вводил новые идеи о приготовлении лекарств, использовании минералов для лечения болезней и диагностике болезней с помощью анализа мочи и проверки пульса. Во время празднования студентами Дня святого Иоанна в середине лета он сжег Канон Авиценны, тогда классический медицинский текст, на городской площади, чтобы продемонстрировать свое мнение о нем. Он проиграл судебное дело по поводу платы за лечение, которую он взимал с пациента, и был приговорен к лишению свободы. Всего через восемь месяцев после того, как начал преподавать, он среди ночи бежал из Базеля и отправился в Кольмар.
Остаток своей жизни он провел, путешествуя по Европе, занимаясь медициной, где мог. В 1529 году он был в Нюрнберге, а вскоре после этого – в Берицхаузене и Амберге; в 1531 году в Санкт-Галле, а затем в Инсбруке; в 1534 г. в Стерцинге и Меране; в 1535 году в Бад-Пфефферсе, Аугсбург; а в 1537 году в Вене, Пресбурге и Филлахе. В 1530 году он вызвал враждебность медицинского сообщества в Нюрнберге, но успешно вылечил несколько случаев слоновости. В 1536 году была опубликована его книга «Великая хирургия» (Die grosse Wundartzney), которая принесла ему известность. Он был приглашен в Зальцбург, Австрия, принцем Палатином, герцогом Эрнстом Баварским, интересовавшимся алхимией, и умер там в 1541 году после непродолжительной болезни в маленькой комнате гостиницы «Белая лошадь». Его тело было похоронено по его просьбе на кладбище Святого Себастьяна. Гробница была воздвигнута неизвестным лицом на крыльце церкви Св. Себастьяна в 1752 году. На памятнике изображен портрет отца Парацельса.
+38 063 760-31-54
alchimia2020@gmail.com
Все права защищены. Издательство Ars Regia 2020 Алхимия и спагирия Алхимия и спагирия